Святого Иосифа костёл

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Потребности римско-католической общины города были учтены уже в проектных планах города 1790 – 1792 гг., которыми предусматривалось строительство костела. Этот проект является свидетельством того, что власти уже оценивали общину, как достаточно оформившуюся и быстро развивающуюся.
В 1790-е гг. – католический центр региона определился недалеко от Екатеринослава в немецкой колонии Ямбург (совр. с. Днепровое, Днипровського району).
Городская община формировалась медленно. И темпы её формирования далеко не соответствовали оценкам начала 1790-х гг. На протяжении ХІХ - начала ХХ вв. можно выделить несколько источников её пополнения: местные колонисты, иностранцы, приезжие из других регионов, чиновники, военные, военнопленные, ссыльные.
1842 г. – католический священник колонии Ямбург Доминик Зиббини поднял вопрос о строительстве в городе каменного костела во имя Св. Троицы с включением Ямбурга в его приход. При этом он указывал, что это строительство является желанием городской общины и есть согласие общины Ямбурга.
1844 г. – в ходе разбирательств ходатайства о строительстве костела выяснилось, что колонисты Ямбурга никакого согласие на включение в екатеринославский приход не давали и категорически против такого проекта. Городская община оценивается, как недостаточная для обеспечения храма. В ходатайстве отказано.
1864 г.- городская католическая община не является самостоятельной структурной единицей. Входит в Ямбургский приход. Количество католиков считается по Екатеринославскому уезду (1 213 человек, из которых 610 мужчин и 603 женщины).
19.10.1865 г. – екатеринославский губернатор сообщил в МВД, что городская римо-католическая община просит разрешения на строительство храма. Под его размещение община планирует приобрести участок земли из территории бывшей арестантской роты. Возражений со стороны православной епархии нет.
09.08.1866 г. – МВД, по наведенным справкам, дало разрешение на строительство костела при условии наличия проекта, сметы и необходимых для строительства денежных средств у общины.
На начало 1867 г. строительный фонд общины составлял 6 064 рубля. Основу этой суммы составили средства, полученные по завещанию врача Нейласси.
1860-е гг. – кроме ксендзов колонии Ямбург раз в год в город приезжал военный капеллан.
1872 г. – в городе проживало около 500 лиц римско-католического исповедания.
1872 – 1878 гг. – выполнено строительство и освящения здания костела во имя Св. Иосифа по Екатерининскому проспекту (проспект Д. Яворницького, 91). Рапорт об окончании строительства и освящении подписан Ямбургским администратором, слугой священника А. Севальдом. Костёл был приписан к Ямбургскому приходу в состав которого входило 2 храма и 17 молитвенных домов. Службы должен был отправлять Ямбургский священник.
1878 г. – возбуждено ходатайство о назначении в костёл викарного священника из числа ксендзов сосланных в Екатеринославскую губернию и выделении его в самостоятельный приход. В этом же году МВД указало, что привлечение к службе ссыльных ксендзов возможно только в случае крайней необходимости с разрешения губернатора. К общественным богослужениям их запрещено допускать категорически. Выделение костёла в самостоятельный приход возможно только в том случае, если прихожане смогут обеспечить причту полное содержание.
1887 г. – вторично возбужден вопрос о создании в Екатеринославе самостоятельного католического прихода. Под ходатайством стояло 265 подписей (из них 86 от имени семей). Кроме того, указывалось, что в частях местного гарнизона служит 1 530 католиков. Отказано в связи с незначительностью постоянного католического населения в городе.
1888 г. – возбуждено ходатайство о назначении в костел священника вице-настоятеля с сохранением храма, как филиала Ямбургского костела. Ходатайство обосновано потребностями гарнизона, необходимостью делать справки по метрическим книгам, проблемами при приведении католиков к присяге и необходимостью ввести в средних учебных заведениях преподавание Закона Божия для католиков.
1889 г. – получено разрешение на учреждение должности вице-настоятеля.
1896 г. – М.Л. Розвадовский оставил по завещанию в пользу костела 21 956 рублей.
1896 г. – Ф.И. Петрова оставила по завещанию костёлу 5 000 рублей для устройства церковно-приходской школы.
1899 г.- община вновь возбудила ходатайство о преобразовании костёла в самостоятельный приход с содержанием причта за свой счет.
1900 г. – по условиям выработанным МВД после консультаций с епископом Тираспольским общая сумма содержания причта должна составить не менее 900 рублей в год (500 рублей жалованья священнику и по 50 рублей – органисту и кистеру).
1900 г. – Ф.А. Ольшевский оставил по завещанию в пользу костела 6 000 рублей.
1900 г. – в приходе костёла числится более 5 000 человек. Из них непосредственно в Екатеринославе проживает 3 315 человек. Остальные проживают в поселках Амур-Нижнеднепровск, Новомосковского уезда.
1901 г. – после разъяснения, что с этого года община обеспечена достаточными средствами за счет сдачи в аренду помещения обществу пособия бедным католикам было дано разрешение на преобразование костела в самостоятельный приход.
1909 г. – костелом принято пожертвование в 175 рублей от А.С. Добровольского.
1914 г. – численность прихожан костёла составляла 6 893 человека. К приходу относились филиальные костёлы и молитвенные дома в Лозовой, Александровске, Гришино и Павлограде.
1918 г. – численность прихожан костёла составляла 10 555 человек только в г. Екатеринославе. Еще 1 000 человек насчитывалась в филиалах и молитвенных домах входящих в приход. Скорее всего подобный рост числа прихожан связан с большим количеством беженцев во время войны и, возможно, с появлением военнопленных-католиков.
1918 – 1921 гг. – численность общины резко сократилась. Из города выехали иностранные граждане. По условиям мирного договора с Польшей в 1921 г. выехало много поляков.
1920-е гг. – католическая община перестает пополняться новыми членами.
1925 г. – община проходит перерегистрацию по новому положению. У неё остается право управления арендованным имуществом, право найма священников. Все основные вопросы жизни общины должны решаться общим собранием и открытым голосованием.
09.1933 г. – костёл закрыт. Община официально прекратила свое существование.
01.1942 г. – для обеспечения религиозных нужд итальянских легионеров открыт костел. Начала возрождаться община.
С середины 1943 г. – община функционирует без священника. Верующие лишь иногда собираются в здании костела для общей молитвы.
22.07.1945 г. – на общем собрании членов общины под председательством П.И. Эйхбаума проведены выборы правления. Община официально зарегистрирована. Численность верующих 20-30 человек.
1948 г. – вторичное закрытие костёла и прекращение существования общины.
03.1992 г. – восстановление католической общины и прихода. В подчинении Каменец-Подольской диецезии.
1990-е гг. – при общине начинают работать монахини ордена Урсулинок.
1996 г. – общиной приобретен одни из домов в комплексе домовладения по улице Комсомольской (Старокозача, 24).
09.1999 г. – община поступила в ведение священников Ордена братьев меньших капуцинов Краковской провинции. Основан монастырь. 2002 г. – визит апостольского нунция Николая Этеровича, который на встрече с городскими властями обсуждал возвращение общине здания костёла.
04.2002 г. – приход переведен из Каменец-Подольской в Харьковско-Запорожскую диецезию.
2004 г. – количество членов общины составляло примерно 220 человек.
10.08.2007 г. – город посетил второй секретарь Апостольской нунциатуры в Украине, преподобный Туомо Т. Вимпари, который обсуждал проблемы общины с городскими и областными властями.
15.03.2008 г. – впервые за последние 100 лет состоялась месса, которую вел апостольский нунций, архиепископ Иван Юркович. На службу в честь покровителя костёла и общины Св. Иосифа собрались верующие со всей Украины.
10.02.2009 г. – католики пикетировали офисы партии «Громада» и Dugsbery, Inc. В этот же день перед посольством США в Киеве католики просили президента Барака Обаму вмешаться в ситуацию с костёлом в Днепропетровске.
2015 г. – количество членов общины составляло около 400 человек.


Персональный состав причта.

Священник:
Климашевский (1869 (?) – 1870), Средзинский И. (1872), Гарц (1878 – 1882), Селингер Я. (1886 (?) – 1892), Хартман В. (1896 – 1897), Райхерт Р. (1898 – 1902), Шамне И. (1902), Рисслинг Г. (1902 – 1903), Хартман В. (1903 – 1910), Шефер Р. (1910 – 1920), Вольф М. (1923 (?) – 1930 (?)), Леони П. (1942 – 1943), Янкевич М. (1992 – 1999), Токаж П. (1999 - ), Гузик Казимир (2007),
Вице-настоятель:
(должность введена в 1889 г.)
Викарий:
Щурек Н. (1913).
Староста:
Эйхе А.Ф. (1901).
Синдик:
Кнотт Ф.А. (1878), Колковский С. (1878), Винарский В.Я. (1900), Эйхе А.Ф. (1900), Пономарев С.М. (1901).

Члены общины:

Бунько Б., Бунько Э.Р., Нейласси, Островский-Киянец М.Б., Пупырникова С.-А. С.С., Шидловский И.Г.

2019-12-01
Подготовил: Старостин В.С.
Данная статья подготовлена при поддержке «Программы «Культурная столица».

Библиография:

Буланова Н.М. Історія християнських конфесій Катеринославщини останньої чверті XVIII – початку ХХ ст. / під заг. ред. Світленка С.І. – Дніпропетровськ, 2007.
Госархив Днепропетровской области, ф.р. 416, оп. 1, д. 173.
Госархив Харьковской области, ф. 71, оп. 5, д. 1579.
Российский государственный исторический архив, ф. 821, оп. 125, д. 2414.
Российский государственный исторический архив, ф. 821, оп. 125, д. 2415.
Слоневский А. Жизнь. Смерть. Воскресение. – Днепропетровск, 2009.
Соколов В. Обзор истории Римско-католического прихода (конец XVIII – начало ХХІ столетий) // Харків і Польща: люди і події. Матеріали Міжнародної наук.-практ. конф. / Генеральне консульство Республіки Польща в Харкові, Польський Дім у Харкові. – Харків, 2006.
http://dniprokatolik.net
Schnurr J. Die Kirchen und das religiöse leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. Aus Vergangenheit und Gegenwart des Katholizismus in Russland. – Stuttgart.


Ссылки:

Амур-Нижнеднепровск, город / Арестантские роты / Бунько Бенедикт / Бунько Эмилия Рудольфовна / Вимпари Туомо Т. / Винарский Владислав Яковлевич / Вольф Михаил / Гарц / Гузик Казимир / Дмитра Яворницького проспект, 91 / Добровольский Александр Степанович / Екатеринославский деканат / Зиббини Доминик / Климашевский / Кнотт Ф.А. / Колковский Станислав / Леони Пьетро / Нейласси / Ольшевский Фердинанд (Фортунат) Александрович / Островский-Киянец Маврикий Бонифатьевич / Петрова Франциска Ивановна / Пономарев Сергей Михайлович / Пупырникова София-Антонина Стефанова-Сигизмундовна / Райхерт Рудольф / Римско-католическая церковно-приходская школа / Римско-католическое общество пособия бедным в г. Екатеринославе / Рисслинг Георг / Розвадовский Мартин Людвигович / Севальд А. / Селингер Якоб / Средзинский Иосиф (Осип) Иванов / Старокозача, 24 / Токаж Павел / Хартман Валентин / Шамне Иоанн / Шефер Рафаил / Шидловский Иван Г. / Щурек Николай / Эйхбаум П.И. / Эйхе Александр Федорович / Этерович Николай / Юркович Иван / Янкевич Мартин /