Лозово-Севастопольская железная дорога

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Начало 1840-х гг. генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым и князем Кочубеем были представлены правительству проекты сооружения железнодорожной линии Москва – Чёрное море, которые они предлагали профинансировать за свой счёт на концессионных началах. Эта инициатива не нашла поддержки.
Первая половина 1850-х гг. – под руководством военного инженера П.П. Мельникова проведены изыскания для определения возможности постройки железной дороги Москва – Чёрное море. В стратегическом отношении им было признано наиболее оптимальным направление Харьков – Павлоград – Александровск – Севастополь.
1856 г. – концессия на строительство дороги была дана главному обществу российских железных дорог, но работ на линии так и не были начаты.
1863 г. – концессия на строительство железной дороги Москва – Севастополь дана английской компании.
На протяжении 1860-х гг. несколько раз поднимался вопрос о строительстве железной дороги по этому направлению. Значительная часть первоначально планируемой линии вошла в состав Московско-Курской и Курско-Харьковско-Азовской железных дорог (от Москвы до ст. Лозовой.
1866 г. – по предложению Н.Б. Герсеванова Екатеринославское губернское земское собрание 27 сентября постановило возбудить ходатайство перед правительством о скорейшем строительстве линии. В заседании 28 сентября Губернское земское собрание дополнило ходатайство заявив о готовности губернского земства «оказать своё посильное содействие той линии, которая могла бы пройти через Екатеринославскую губернию».
20.12.1866 г. – генерал-майор Н.Б. Герсеванов, уполномоченный Новомосковским уездным земским собранием ходатайствовать перед правительством о скорейшем устройстве железной дороги из Харькова в Севастополь, просил полномочий у Екатеринославского губернского земского собрания ходатайствовать от его имени о предоставлении права на постройку этой дороги губернскому земству, на тех условиях, на которых Воронежское земство взялось построить дорогу Козлов – Воронеж. Губернское земское собрание не нашло возможным взять на себя подобные обязательства и не предоставило Н.Б. Герсеванову просимых им полномочий.
1867 г. – ходатайства Н.Б. Герсеванова в Петербурге одобряются правительством с оговоркой, что его немедленная реализация невозможна из-за отсутствия средств.
1871 г. – концессия на строительство железной дороги, получившей название «Лозовая – Севастополь» была получена П.И. Губониным по цене в 54 000 рублей с версты.
1873 г. – открыт для движения участок Лозовая – Александровск с ответвлением Синельниково – Екатеринослав (Нижнеднепровск-Пристань).
1874 г. – открыт для движения участок Александровск – Симферополь.
1875 г. – открыт для движения участок Симферополь – Севастополь.
Общая протяжённость железной дороги – 614 верст.
Начало 1890 г. – железная дорога выкуплена государством и реорганизована в Курско – Харьковско – Севастопольскую железную дорогу.
Январь 1895 г. – участок Синельниково – Нижнеднепровск, протяжённостью в 46,3 версты включён в состав Екатерининской железной дороги. Участок Синельниково – Нижнеденпровск вкллючен в состав главной линии. Участок Нижнеднепровск – Нижнеднепровск-Пристань преобразован в отдельную Амурскую ветку.

Подготовил:
В. Старостин

Библиография:

Захарова О.Ю. Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи. – М., 2001.
Кочергін І. Катеринославська губернська земська управа в особах. Бібліографічне видання. – Д., 2010.
К 25-тилетию Екатерининской железной дороги (1884 – 1909). – Екатеринослав, 1909.
Россия. Полное географическое описание нашего отечества. – Т. 14. – С.-Пб., 1910.
Систематический свод постановлений Екатеринославского Губернского Земского Собрания 1866 – 1913 гг. / Сост. под ред. П.К. Соколова. – Т. 1. – 1866-1889 гг. – Екатеринослав, 1914.
Энциклопедический словарь «Брокгауз и Ефрон». – Т. 17А. – С.-Пб., 1896.

Ссылки:

Амурська залізнична гілка / Больманівські проєкти / Воронцов Михаїл Семенович, найясніший князь / Герсеванов Николай Борисович / Губонин Пётр Ионович / Приднепровская железная дорога / Екатеринославское губернское земское собрание / Игрень – Феодосия конно-железная дорога / Игрень, станция / Мельников Павел Петрович / Нижнеднепровск-Пристань, станция / Нижнеднепровск, станция / Нижньодніпровськ, селище / Новомосковське повітове земське зібрання / Пивоваренный завод наследников Ф.Ф. Боте / Полтавський транзитний шлях /