Крымский тракт

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Тракт начинался от Переволочанской переправы через Днепр (район с. Мишурин Рог, Верхнеднепровского района, Днепропетровской области), а в XVIII в. – от Крюкова посада (в составе г. Кременчуг). На юге тракт выходил к Кичкасской переправе через Днепр (г. Запорожье) и к Великому Лугу в районы размещения Сечей (Апостоловский, Никопольский и Томаковский районы, Днепропетрвоской области)
Через территорию города проходил по двум направлениям, которые условно могут быть названы: Верхним и Нижним.
Верхний участок Крымского тракта ориентировочно проходил по водоразделу рек Днепр и Мокрая Сура в районе современной линии железной дороги, Криворізького шосе, Криворізької вулиці та Запорізького шосе.
Нижний участок Крымского тракта проходил вдоль берега Днепра через Таромское, Сухачёвку, Диевку, Новые Кайдаки, Половицу, Мандрыковку, Лоц-Каменку.
Крымский тракт не относился к старым татарским, или чумацким дорогам.

Первые упоминания о существовании верхнего участка тракта относятся к 1630-м гг.
Возникновение нижнего участка иногда связывают с правобережной линией «глуховской почты», созданной в 1730-е гг. для связи между Запорожьем и Украиной, станции которой располагались в Новом Кодаке, Пушкарёвке, Домоткани, Бородаевке, Днепровокаменке и далее до Крюкова. Однако, вероятнее, что от Нового Кодака «глуховская почта» выходила на верхний участок, который на территории современного Верхнеднепровского района проходит через те же населённые пункты. Нижний же участок тракта был сформирован в 1750 – 1760-е гг., во время интенсивного создания вдоль Днепра зимовников и слобод.
В последней четверти XVIII в. нижний участок тракта, проходивший в пределах города, часто именовали «Большой дорогой».
С 1776 г., после превращения Нового Кодака в уездный город, начинается разделение тракта на два участка. На рубеже 1780 – 1790-х гг., когда часть нижнего участка была включена в планировочную структуру Екатеринослава, это разделение оформилось окончательно. В дальнейшем Крымский тракт существовал под двумя названиями: Верхнеднепровский почтовый тракт и Никопольская дорога.

Подготовлено: В. Старостин

Библиография:

Военно-топографо-статистическое описание Екатеринославской губернии. 1821 г // Джерела з історії Південної України. Т. 10. Описи Степової України останьої чверті XVIII – початку ХІХ століття. – Запоріжжя, 2009.
Лащенко Х. До історичної географії Запорожжя часів Нової Січі: шляхи, броди і переправи як елементи єдиної системи сполучень // Записки науково-дослідної лабораторії історії Південної України Запорізького державного університету: Південна Україна XVIII – XIX століть. Вип.3. – Запоріжжя, 1998.
Репан О., Старостін В., Харлан О. Палімпсест. Коріння міста: поселення XVII – XVIII ст. в історії Дніпропетровська. – К., 2008.
Яворницький Д.І. Вольності запорозьких козаків. Твори у 20 томах. Т. 2. – Запоріжжя, 2005.

Ссылки:

Большая дорога / Верхнеднепровский почтовый тракт / Диевка, село / Дмитра Яворницького проспект / Днепр, река / Запорожское шоссе / Криворізька вулиця / Лоц-Каменка, село / Мандрыковка, предместье (деревня) / Нижний, посёлок / Никопольская дорога / Новый Кодак, город / Половица, слобода / Таромское, село /