Коробочный сбор

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Коробочный сбор введен в Польше в XVII в. как сословный налог с евреев. После разделов Польши и включения значительных территорий с еврейским населением в состав Российской империи сбор был сохранен для погашения старых кагальных долгов. Однако, проблемы инкорпорации еврейского населения в российскую сословную структуру, вынудили трансформировать коробочный сбор в источник уплаты государственных налогов.
Коробочным сбором, в основном, облагался ритуальный убой скота и птицы и продажа кошерного мяса. Также существовало обложение субботних и праздничных свечей (свечной сбор). В меньшей степени использовалось обложение других товаров, бань, сдаваемых в аренду домов, лавок, наследства.
Коробочный сбор взимался через систему откупов. Право взимания сдавалось с торгов на срок в четыре года за установленную для конкретной местности сумму. В данных торгах имели право участвовать только евреи.
1829 г. – разрешено направлять средства коробочного сбора не только на уплату долгов и налогов, но и нужды исполнения религиозных обрядов.
1839 г. – коробочный сбор установлен только с кошерного мяса. Сборы с «предметов верослужения» (свечной) отменены. Сбор стал обязательным для всех еврейских общин черты оседлости.
1844 г. – при упразднении кагалов было изменено и положение о коробочном сборе. Признано, что коробочный сбор «принадлежит обществам». Первоочередное его употребление – уплата государственных налогов и долгов общин. Остатки должны направляться на содержание еврейских школ, устройство еврейских сельскохозяйственных поселений и благотворительные цели. Размеры сбора и методы его взимания устанавливались городскими властями при участии руководства еврейских общин. На городских властях лежала и реализация мер по уклонению от уплаты сбора. Впервые было введено освобождение от уплаты сбора для нижних воинских чинов (как на действительной службе, так и отставных) и выпускников высших учебных заведений.
1844 г. - В рамках положения о коробочном сборе был восстановлен сбор с субботних свечей (свечной сбор), который направлялся в распоряжение Министерства народного просвещения на содержание казенных еврейских училищ. Сбор считался добровольным «самообложением» общин и взимался по посемейно. Также сдавался на откуп.
1849 г. – возникшие проблемы при взимании свечного сбора вынудили принять временные правила взыскания сбора. Установлено взыскание сбора не по ревизским сказкам, а по наличному в обществе числу семей; взыскание начисленного согласно спискам сбора предоставлено самим обществам; установлена льгота сбора до 50 %.
1851 г. – неприятие общинами самой идеи специального сбора на содержание казенных еврейских училищ и саботаж свечного сбора вынудили государственные власти установить единую сумму свечного сбора (230 000 рублей), которая распределялась к уплате между общинами пропорционально к суммам коробочного сбора. Фактически свечной сбор стал уплачиваться непосредственно из сумм коробочного сбора.
Во второй половине XIX в. коробочный сбор постепенно утратил функции прямой уплаты государственных налогов, трансформировавшись в финансовый фонд еврейской общины, находящийся под контролем государства. При этом от уплаты сбора освобождались выпускники высших учебных заведений и уходили евреи, которые перестали соблюдать кошрут. Неоднократно поднимался вопрос о несправедливости взимания сбора, поскольку он является «налогом на религию», а расходуется, в основном, на светские цели. Предложения об отмене сбора неоднократно отклонялись, поскольку, в этом случае, общины лишались финансовой основы для содержания своих учреждений. В 1897 г. рассматривался вопрос замены коробочного сбора на налог с недвижимости, принадлежащей евреям, но изменения введены не были. Со второй половины 1900-х гг. разрабатывалась система замены сбора прогрессивным подоходным налогом в пользу общин. В годы Первой мировой войны, из-за нарастающего продовольственного кризиса, суммы коробочного сбора резко сократились и многие общины вынуждены были ввести прогрессивный налог.
1917 г. – после Февральской революции коробочный сбор и свечной сборы отменены вместе со всем специальным законодательством о еврееях. И уже в 1917 г. началось фактическое банкротство еврейских общин, поскольку в быстро ухудшающейся политической и экономической ситуации сформировать новую систему финансирования не удалось.

Контроль за взиманием коробочного сбора, проведение торгов на откуп, проведение раскладки свечного сбора находились в ведении Екатеринославского губернского правления и канцелярии губернатора вплоть до 1917 года. Законом четко не прописывалось, какое именно учреждение непосредственно ведало суммами сборов. Существовали практики внесения их на счета городских дум, губернских магистратов, уездных казначейств. В Екатеринославе сбор вероятно находился в ведении городских властей. По крайней мере, именно городские власти давали разрешение на мясную торговлю и устанавливали цены на мясо. Пока выявлено только одно разрешение от 1871 года, выданное еврейской общине на торговлю кошерной говядиной в доме Т. Лебедева.
На 1856 г. для Екатеринославской губернии был утвержден свечной сбор в 705 рублей, что составляло половину против суммы свечного сбора 1855 года. Уменьшение сбора было обосновано нахождением губернии в зоне театра боевых действий. Сбор должен был быть распределен среди 9 еврейских общин губернии с общим числом мужского населения по последней переписи – 3 652 человека. Екатеринославская община, крупнейшая в губернии, насчитывала – 1 126 человек. Уже на этот год под Екатеринославской общиной понималась община г. Екатеринослава и Екатеринославского уезда, кроме местечка Никополь, которое было самостоятельной общиной. Подобное определение общины при взимании коробочного и свечного сбора сохранялось вплоть до 1917 года.
На 1870 г. раскладка свечного сбора по губернии производилась на девять общин с общим числом ревизских душ мужского пола – 8 097 человек. Екатеринославская община крупнейшая – 2 823 человека. Ориентировочно с данного года (более вероятно с 1871-1872 гг.) суммы коробочного сбора начинают поступать на специальный счёт Екатеринославской городской управы. Распределение сумм производится при участии Духовного правления Хоральной синагоги, Городской управы, Губернского правления и губернатора. Следует отметить, что если сбор осуществлялся в пределах всего уезда, то выявленная структура расходов фиксирует только финансирование учреждений в городе Екатеринославе. На сегодняшний день выявлено только ходатайство еврейской общины села Каменское о субсидии в 1 200 рублей (1901 г.), но было ли оно удовлетворено неизвестно.
1871 г. – городские власти взяли беспроцентный кредит из сумм коробочного сбора в размере 1 093 рубля, который возвратили в 1872 году.
1872 г. – Городская управа предложила еврейскому обществу взять на содержание из коробочного сбора законоучителя еврейской веры в мужской гимназии.
1877 г. – ответственным за суммы коробочного сбора является член Городской управы И.Ю. Диканский.
1879 – 1880 гг. – за счет сумм пожертвованных из коробочного сбора открыто ремесленное отделение Екатеринославского уездного училища.
1880 г. – первое упоминание о работе коробочного отделения в структуре Городской управы.
1881 г. – на содержание из средств коробочного сбора принят приют для старцев-евреев.
1886 г. – по инициативе губернатора Д.Н. Батюшкова остатки коробочного сбора стали использовать для улучшения экономических и социальных условий евреев. Контроль для выработки дополнительной сметы коробочного сбора был поручен полицмейстеру. Сам проект разрабатывался специальной комиссией во главе с членом Городской управы И.Я. Гуровичем и при участии казенного раввина В. Шохора.
В период 1889 – 1893 гг. – сумма коробочного сбора по Екатеринославской общине оценивалась в 34 026 рублей в год. Предполагалось, что на торгах будет объявлена сумма в 55 000 рублей в год (при этом и её считали заниженной). Но, коробочный сбор был сдан за 45 100 рублей в год.
1889 – 1890 гг. – из сумм коробочного сбора выделена субсидия на расширение здания городского 3-хклассного училища.
1891 г. – городские власти взяли беспроцентный кредит из сумм коробочного сбора в размере 15 000 рублей на срок в два года.
1894 г. – еврейского общество, по согласованию с Губернским правлением, выделило по смете коробочного сбора на 1897 – 1901 гг. 1 200 рублей ежегодно на обучение бедных евреев в училище Х. Добрускина.
1895 г. – впервые выявлены данные о субсидии из коробочного сбора на содержание Талмуд-Торы и синагоги «Поалей Цедек».
1896 г. – из сумм коробочного сбора выделены средства в пользу пострадавших при пожаре в театре М.С. Копылова.
1897 г. – начальная сумма торгов на откуп коробочного сбора по Екатеринославской общине была определена в 80 000 рублей в год. По итогам торгов откуп сдан за 80 300 рублей.
1897 гг. – откупщиком внесены изменения в порядок откупа. Начато взимание его не с продажи каждого фунта мяса в мясных лавках, а с целых туш при резке. Таким образом, коробочный сбор не только завышен, но его вынудили платить и лиц, освобожденных от него по закону, несоблюдающих кашрут и даже неевреев. Несмотря на протест торговцев, мясом и разъяснение МВД о незаконности такого порядка взимания сборов эта практика была продолжена, так как шойхеты находились в полной зависимости от откупщика и вынуждены были выполнять все его требования. Некоторые из современников увидели в этом только желание откупщика (точнее группы предпринимателей, которую он представлял) нажиться на сборе. Однако, резкое увеличение сумм сбора почти в два раза позволило общине реализовать проект строительства нового комплекса еврейской больницы и ряд других просветительных и благотворительных проектов.
1899 г. – впервые упоминается выделение средств на содержание Городского родильного приюта, Родильного приюта, учрежденного кружком дам и Дешевой столовой благотворительного общества.
Согласно смете расходов коробочного сбора на четырёхлетие с 1901 по 1905 год он исчислялся в размере 106 000 рублей в год, или 424 000 рублей за четырёхлетие.
Согласно данной смете расходы коробочного сбора производились по 14 позициям равномерными платежами в год:
-На содержание Хоральной синагоги – 7 080 рублей;
-На содержание городской еврейской больницы – 39 000 рублей;
-На содержание еврейских училищ (Талмуд-Торы) – 14 000 рублей;
-На содержание бедных учеников и учениц из евреев в школах города (Обществу попечения о женском образовании на Бесплатную и Чечелевскую школы, Обществу пособия бедным евреям, пособие городским начальным училищам, Обществу вспомоществования ученицам Мариинской женской гимназии, Обществу вспомоществования ученицам городской женской гимназии, 1-му городскому 3-хклассному училищу) – 7 000 рублей;
-На содержание еврейской общественной мужской богадельни – 2 203 рубля;
-На содержание еврейской общественной женской богадельни – 2 000 рублей;
-На содержание молитвенной школы «Призрение бедных». – 1 500 рублей;
-На выдачу пособия неимущим евреям и погребение бедных (Обществу пособия бедным евреям г. Екатеринослава, Дешевой столовой Благотворительного общества, Духовному правлению Хоральной синагоги, Городскому родильному приюту, Родильному приюту учрежденному кружком дам) – 21 300 рублей;
-Пособие на содержание молитвенных домов (Солдатского (Фабричного), Новофабричного, Ремесленников, Солдатского, Ашкиназ, Хавацелет-Гашорет, Бет-Ахим, Гар-Ганегев); эта субсидия стала впервые выдаваться с 1901 г., вероятно, в связи с экономическим кризисом – 1 850 рублей;
-1-му городскому 3-хклассному училищу на жалованье учителю еврейской веры – 300 рублей;
-На уплату долга за постройку еврейской больницы – 5 000 рублей;
-На возмещение расходов учреждениям по заведованию делами коробочного сбора (канцелярия губернатора, Губернское правление, Городская управа) – 4 700 рублей;
-На изготовление метрических книг – 45 рублей;
-На содержание раввинской комиссии в Петербурге – 22 рубля.
Кроме того, в числе расходов были заложены суммы на содержание старого и нового еврейских кладбищ.
1904 г. – на четырехлетие 1905 – 1909 гг. торги по сдаче на откуп были начаты с суммы 105 600 рублей в год.
1906 г. – баланс коробочного сбора составил 116 143 рубля 83 копейки, при реальном поступлении за год – 109 825 рублей 7 копеек.
1907 г. – баланс коробочного сбора составил 110 758 рублей 7 копеек, при реальном поступлении за год – 103 663 рубля 74 копейки.
1909 г. – торги на откуп коробочного сбора на 1910 – 1914 гг. начались с суммы 120 000 рублей в год. По итогам торгов, сдан за 116 440 рублей в год.
1914 г. – на следующее четырёхлетие коробочный сбор сдан за 116 440 рублей в год.

Откупщики:

Шполянский Ш.Л. (1865 – 1869); Штейн (?) (1893 – 1897); Карпас М.Ю. (1897 – 1901).

2015-12-22
2016-04-03
Подготовлено: В. Сатростин

Библиография:

Быстряков А.Г. Евреи Екатеринослава – Днепропетровска (2006) рукопись
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.447.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.449.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.453.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп. 2. – Д.455.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.456.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.461.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.463.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.464.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп.2. – Д.466.
Госархив Днепропетровской области. – Фр. 1684. – Оп.2. – Д.467.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп. – Д.470.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп. 2 – Д.471.
Госархив Днепропетровской области. – Фр.1684. – Оп. 2 – Д.472.
Госархив Харьковской области. – Ф.71. – Оп.5. – Д.1241
Екатеринославские губернские ведомости. – 1849. - № 16 – Отделение 2
Екатеринославские губернские ведомости. – 1856. - № 19. – Часть 2
Екатеринославские губернские ведомости. – 1869. – 19 июня. - № 49.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1870. - № 7
Екатеринославские губернские ведомости. – 1893. – 9 января. - № 2. – Часть 1.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1893. – 9 февраля. - № 14. – Ч.1
Екатеринославские губернские ведомости. – 1894. - № 261.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1897. – 8 января. - № 5.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1897. – 16 января. - № 12.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1897. – 29 января. - № 23.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1897. – 1 февраля. - № 26.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1897. – 27 мая. - № 112
Екатеринославские губернские ведомости. – 1898. – 5 августа - № 169
Екатеринославские губернские ведомости. – 1904 – 23 декабря - № 149.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1909. - № 134.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1912. - № №18
Екатеринославские губернские ведомости. – 1914. – 12 марта. - № 20.
Екатеринославские губернские ведомости. – 1915. – 28 марта. - № 24.
Коробочный сбор // http://www.ejwiki.org
Отчёт Екатеринославской городской думы за 1906 год. – Екатеринослав, 1907.
Отчёт Екатеринославской городской управы за 1907 год. – Екатеринослав, 1908.
Центральный государственный исторический архив Украины. – Ф.442. – Оп.353. – д.1.

Ссылки:

Ашкеназ, синагога / Батюшков Дмитрий Николаевич / Бейт Гахаим, синагога / Бесплатная школа Общества попечения о женском образовании / Богадельня им. М.Ю. Карпас для бедных женщин-евреек / Гар-Ганегев, синагога / Городской родильный приют / Гурович Иоахим Янкелев / Дешевая столовая Благотворительного общества / Диканский Иосиф Юдкович / Дмитра Яворницького проспект, 64 / Добрускина Х. пятиклассное еврейское мужское училище / Духовное правление Хоральной синагоги / Еврейская больница / Екатеринославская городская управа / Екатеринославская мужская гимназия / Екатеринославское губернское правление / Екатеринославское казенное еврейское училище / Екатеринославское уездное училище / Канцелярия Екатеринославского губернатора / Карпас Моисей Юдович / Каца Н., мясная лавка / Копылова М.С., театр / Лебедева Т. дом / Миква / Новое еврейское кладбище / Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Екатеринославской 1-й городской женской гимназии / Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Мариинской женской гимназии / Общество пособия бедным евреям г. Екатеринослава / Поалей Цедек, синагога / Поалей Цедек (Фабричная), синагога / Приют для старцев-евреев / Ремесленников, синагога / Родильный приют, учрежденный кружком дам / Солдатская, синагога / Солдатская Фабричная, синагога / Старое Еврейское кладбище / Талмуд-Тора 1-я / Хавацэлет Гашарон, синагога / Хоральная синагога / Чечелевская школа общества попечения о женском образовании / Шохор Зеэв (Зельман, Владимир, Вульф) Мордухович / Шполянский Шнеер Лейзеров /