Генеральный план Днепропетровска 1933 г.

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


В связи с тем, что в 1931 г. истекал срок действия первой очереди проекта развития города 1925 – 1927 гг. было принято решение о его корректировке. Уже в 1931 г. институтом «Укргипроград» был подготовлен эскизный проект нового генерального плана. Из-за внесения изменений, связанных с политикой децентрализации промышленности, увеличением административного значения города после создания Днепропетровской области и изменения планировочных нормативов план, рассчитанный на срок реализации в 15 лет, был завершён и утверждён только в 1933 г. Разработка плана была осуществлена архитекторами М. Карпович и Т. Вовненко под руководством М. Шаповалова. Также в работе участвовали: О.Г. Бейнисович, В.И. Мартынов.
Новый генеральный план Днепропетровска развивал некоторые градостроительные идеи предшествующего плана: размещение выше улицы Карла Либкнехта (вулиця М. Грушевського) площади массовых действий и Физкультурного комбината, формирование учебно-просветительского центра в Нагорном районе, но в целом имел ряд существенных отличий. Предусматривалась намного более компактная планировочная схема, практически полностью изменялись размещение и размеры промзон, жилые районы рассматривались как единое целое, без выделения дополнительной зоны заводских посёлков, предусматривалось частичное изменение планировки районов дореволюционной застройки и создание транспортной схемы, рассчитанной на интенсивное автомобильное движение. Наиболее значительным отличием генплана от предшествующего проекта развития было введение специально разработанной схемы планировки уличной сети для новых районов.
Генеральным планом были заложены громадные темпы роста населения с 381 000 человек в 1933 г. до 775 000 человек в 1948 г. При этом предполагалось, что население будет такими же темпами возрастать и в дальнейшем. В связи с этим было принято решение о создании земельного резерва на будущее. В 1933 – 1934 гг. был ликвидирован ряд районов, прилегающих к городской черте, и вместо них создан Днепропетровский пригородный район, подчинённый непосредственно горсовету.
В связи с генеральным планом 1933 г. имеются также отдельные сведения о существовании проекта Большого Днепропетровска, в состав которого должны были войти Днепродзержинск, Новомосковск, Верхнеднепровск и большое количество сёл и посёлков. Но, эти сведения слишком отрывочны и их недостаточно для того, чтобы представить реальные очертания этого проекта.
Согласно генеральному плану была серьёзно уменьшена территория промзоны правого берега. Под её развитие резервировались только Фабричная слобода, земли по берегу Днепра до Новых Кайдак и, частично Новые Кайдаки. Функции промзоны были закреплены и за припортовым участком вдоль улицы Ленинградской (вулиця Князя Ярослава Мудрого). В основном эти земли отводились под расширение существующих предприятий. Основные промзоны должны были формироваться на левом берегу Днепра. Для их размещения отводились территории: Амура и Ломовки от Днепра до Гнилокиша; вдоль Днепра и железной дороги на восток от Сахалина; на восток от Новомосковского шоссе (Слобожанський проспект) до Самары и Крынки.
Жилые районы города разделились на семь планировочных массивов: пять на правом и два на левом берегах Днепра. Средняя высота застройки планировалась в 4-5 этажей с плотностью населения в 300 – 350 чел./га. Исключение составлял только Центральный жилой массив, включавший административно-торговую зону, в котором планировалась застройка в 6-8 этажей при плотности населения в 450 – 500 чел./га.
Центральный массив ограничивался Аптекарской балкой, линией Пушкинского проспекта и Красноповстанческой балкой. Границы остальных жилых массивов правого берега определялись пересекающими город балками. Основными магистралями массивов были запроектированы: проспект Калинина (просп. С. Нігояна) – проспект Петровского (просп. І. Мазепи) – улица Матлахова (К. Гордієнка) (2-й массив); улица Рабочая (3-й массив); улица МОПРа (просп. О. Поля) и улица Красная (Троїцька) (4-й массив); улица Лагерная (просп. Гагарина) (5-й массив). Для связи с этими радиальными магистралями предполагалось создание трёх дополнительных магистралей с мостовыми переходами через балки. Балки при этом предполагалось полностью занять под размещение районных парков культуры и отдыха.
На левом берегу Днепра жилые массивы разделялись линией железной дороги и промзоной. В старом АНД, кроме жилья, размещались районные учреждения, районный парк культуры и отдыха с Дворцом культуры. Новый массив к северу и западу от промзоны формировался за счёт полной реконструкции Старого Клочко, Мануйловки и Ломовки и только частично за счёт освоения новых территорий. Для улучшения связи между берегами планировалось строительство двух мостов через Днепр: Городского и Кайдацкого.
Особенностью генерального плана стало введение в структуру города громадного количества зелёных насаждений. Кроме районных парков культуры и отдыха для каждого жилого массива намечалось создание Центрального парка культуры и отдыха площадью в 1 000 га в районе Тоннельной балки. Парк им. Шевченко предполагалось расширить вдоль Днепра вплоть до планируемого ЦПКиО с полным сносом застройки Мандрыковки. На левом берегу Днепра зелёная зона должна была продолжаться комплексом санаториев и дач на островах в устье Самары. Кроме того, создание защитных зелёных насаждений предусматривалось в санитарных зонах предприятий и вокруг города в целом.
Во второй половине 1930-х гг. подверглась критике вся система генеральных планов предыдущих лет. С одной стороны моральному старению генеральных планов городов, разработанных до 1934 г. способствовала «механістичність і перебільшення старих планувальних нормативів (затверджених НТР Наркомгоспу в 1933 р.), які приводили до нереальних і відірваних від дійсності проектуваннь». С другой стороны с 1936 г. в генпланы была введена обязательная разработка проекта детальной планировки и определение строительства 1-й очереди. Отсутствие ПДП и необходимость дополнительной разработки проектов застройки в более ранних генпланах было признано серьёзнейшим недостатком. Подверглось критике и невнимание к проблемам реконструкции старой городской застройки. К середине 1930-х гг. реконструкция старых городских кварталов определяется как первоочередная задача городских властей.
В связи с изменением нормативов генплан подвергся частичной корректировке. В 1934 – 1935 гг. был разработан специальный трёхлетний план строительства, которым определялось размещение основной массы новых жилых и общественных зданий в центральном планировочном районе и в старом АНД. Параллельно выполнялись и детальные проекты застройки градостроительных узлов в новых районах.
На реализацию генерального плана существенное влияние оказало и отсутствие у городских властей необходимой материальной базы и рычагов управления. После ликвидации системы жилищно-строительных кооперативов, реконструкция застройки центра могла осуществляться почти исключительно за счёт предприятий и ведомств. Попытки горисполкома и Управления проектирования и развития города Днепропетровска проводить комплексную реконструкцию кварталов оказались безуспешны. Предприятия соглашались брать под строительство только участки с минимальным сносом, или пустующие и отказывались от участков со значительным отселением.
Проводимая таким образом реконструкция шла медленно и достаточно случайно. Крупные жилые дома центрального массива строились в основном в его периферийных районах, прилегающих к улице Чкалова (Святослава Хороброго) – проспекту Пушкина. Аналогичные трудности город испытывал и при формировании административно-общественных зон. В связи с возникшими трудностями вопрос о перепланировке центральных районов в 1930-х гг. вообще не поднимался.
Значительное отставание темпов жилищного строительства от роста населения города в середине 1930-х гг. привело к возрождению практики самовольного строительства. На правом берегу самовольные посёлки появляются по балкам и между Севастопольским кладбищем и железной дорогой. На левом – вдоль Рыбальского шоссе (Молодогвардійська), в Мануйловке и Ломовке. Учитывая серьёзнейшие проблемы с жильем, городские власти не только закрыли глаза на самовольное строительство, но и способствовали расширению объёмов индивидуальной застройки. Эта практика помогла частично решить жилищную проблему с минимальными затратами на создание коммуникаций и транспортных связей. При этом громадные по площадям, застроенные домами по типовым проектам для колхозного села, посёлки Новое Клочко, им. Крупской, Переможный и другие практически полностью свели на нет возможность реализации генерального плана.
В 1938 г., т.е. за десять лет до конца расчётного периода, было принято решение о переработке генерального плана и приведении его в соответствие с изменившейся ситуацией и нормативной базой.

Декабрь 2010.
Подготовлено: В. Старостин

Библиография:

Андрущенко Н.А., Зубарев С.Е., Ленченко В.А. Днепропетровск. Архитектурно-исторический очерк. – К.: «Будівельник», 1985.
Действующий архив ДОНСАУ. Личный листок члена Союза архитекторов Бейнисовича Осипа Григорьевича.
Днепропетровск. Архитекторы / Н.П. Андрущенко, М.Э. Кавун, Н.А. Лопатюк, и др.; Под общ. ред. Н.Н. Кондель-Перминовой. – К.: Издательский дом А+С, 2006.
Новіков В. Досвід планування міст України // Архітектура Радянської України. – 1938. - № 3.
Трестлинг Р.Б. Реконструкция города // Наша работа. Архитектурный сборник Днепропетровщины / Под. ред. Р.Б. Трестлинга. – Д., 1936.


Иллюстрации:

Ссылки:

Авангард / Амур, поселок / Аптекарская балка / Бейнисович Осип Григорьевич / Витлин А.А. / Вовненко Т.Е. / Гагарина проспект / Генеральный план Днепропетровска 1941 г. / Гнилокиш, река / Городская пристань / Днепропетровский пригородный район / Днепр, река / Довга балка / Івана Мазепи проспект / Кайдацкий мост / Карпович М.Р. / Князя Ярослава Мудрого вулиця / Кості Гордієнка вулиця / Крупской имени, посёлок / Крынка, река / Ломовка, село / Мандрыковка, предместье (деревня) / Мануйловка, село / Мартынов Василий Иванович / Массовых действий площадь / Михайла Грушевського вулиця / Молодогвардійська вулиця / Нижний, посёлок / Новое Клочко, посёлок / Новый Кодак, город / Новый мост / Олександра Поля проспект / Переможный, посёлок / Проект развития города 1925 – 1927 гг. / Пушкіна проспект / Робоча вулиця / Сагайдак парк / Самара, река / Сахалин, посёлок / Святослава Хороброго вулиця / Севастопольское кладбище / Сергія Нігояна проспект / Слобожанський проспект / Старое Клочко, посёлок / Тоннельная балка / Троїцька вулиця / Управление проектирования и развития города Днепропетровска / Фабричная, слобода / Физкультурный комбинат / Центральный парк культуры и отдыха / Шаповалов М.П. / Шевченко Т.Г. им. ЦПКиО /