Проект развития города 1925 – 1927 гг.

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Проект развития города 1925 – 1927 гг. до сих пор не изучен в полной мере. Точная дата его утверждения и разработчики не установлены. Реконструкцию схемы проекта можно провести только по косвенным данным и далеко не в полном объёме.
Разработка проекта развития была начата Окркоммунхозом в 1925 г. Среди причин, которые побудили начать работы над «проектом развития» назывались быстрые темпы нового строительства, восстановление предреволюционной численности населения и производственной базы.
Основной принцип проекта – экономичность – был заявлен руководителем Коммунхоза Я. Шмидтом ещё на начальной стадии разработки: «вопрос о сносе старых зданий, о перепланировке, об изменении направления улиц и переносе площадей» на данном этапе «не согласуется с действительностью и нашим карманом». Разработка проекта, начатая в 1925 г. шла очень медленными темпами. Это было связано с отсутствием градостроительных нормативов, неясностью направлений экономического развития города, нехваткой специалистов, сложностью согласования (Окркоммунхоз подчинялся местным властям и Наркомату коммунального хозяйства УССР, а разработка генеральных планов находилась в ведении Наркомата внутренних дел УССР и курировалась специально созданной при нём проектной конторой).
Возможно, из-за спешности работы, план утверждался в несколько этапов в соответствии с общей схемой. Возможно, что в полном объёме он и не был утверждён. Так в мае 1926 г. на утверждение в Харьков был направлен план восстановления Екатеринослава, рассчитанный на пять лет. Этот срок соответствовал первому этапу реализации проекта развития. Однако эскизная схема проект развития была утверждена президиумом Днепропетровского горсовета только в середине 1927 г. Т.е. срок реализации первой очереди проекта развития истекал в 1931 – 1932 гг.
Особенностью проекта развития было то, что, по крайней мере, первоначально, его зона действия ограничивалась только правым берегом Днепра (территорией Екатеринослава – Днепропетровска). Приоритетным направлением развития города было определено: освоения новых территорий с увеличением площади городских земель на 8 000 га.
Проектом развития было намечено создание нескольких планировочных зон. Промышленная зона, площадью в 2 850 га, размещалась в юго-западной части города, примыкающей к металлургическим заводам и должна была протянуться от Днепра до Суры. Её территорию, пересекали две железные дороги: Екатерининская и Мерефо-Херсонская и планируемая Обводная линия. Показательно, что около половины территории промзоны планировалось предоставить под расширение существующих металлургических заводов. К промзоне примыкала поселковая зона общей площадью в 3 500 га. в состав которой планировалось включить уже существующие посёлки: Чечеловку, Шляховку, им. Фрунзе и др. Продолжавшая её жилая зона намечалась в размере 6 400 га. и должна была формироваться, как существующими, так и новыми жилыми кварталами. В данной зоне предполагалось создание собственного административно-торгового центра, размещённого между с. Старый Кодак и колонией Ямбург (современное с. Днепровое, Днепропетровского района). В центральной части города размещалась административно-торговая зона площадью в 550 га. Нагорная часть города выделялась в самостоятельную зону, которую можно определить как научно-учебную. Кроме того по правому берегу Днепра между мостами выделялась портовая зона, площадью в 220 га. Отдельные участки предусматривались под размещение аэродрома (100 га с перспективным расширением до 400 га), ипподрома (45 га), Физкультурного комбината и площади массовых действий. Единственный выявленный на сегодня пункт плана развития Екатеринослава-Днепропетровска упоминающий левый берег Днепра, касается размещения там новых дачных районов и лесных массивов. Однако пункт этот появился достаточно поздно, в конце 1927 г.
О существовании проекта развития Амур-Нижнеднепровска сведений нет, но направление реального развития города во второй половине 1920 – начале 1930-х гг. на левом берегу проходит по схеме, близкой к проекту развития Екатеринослава-Днепропетровска. Промзона развивается вдоль линии железной дороги и вокруг портовой зоны, которая состоит из двух участков: Амурской гавани и порта в устье р. Самара. Основной жилой район определяется в границах посёлков дореволюционного периода. Административно-деловой центр формируется в посёлках Воронцовка и Нижнеднепровск. Центральная площадь размещается у пересечения Новомосковского шоссе (Слобожанський проспект) и Железнодорожной (Каруна) улицы. Призаводские посёлки формируются вокруг основного жилого района. Земельный резерв для их строительства – территории вдоль Рыбальского шоссе (Молодогвардійська вулиця).
Как основные недостатки проекта развития можно указать отсутствие серьёзных технико-экономических обоснований (особенно это касается развития промышленности), большую разбросанность новых районов, отсутствие проработанных схем сетей и транспорта, недооценка санитарных требований. Не предусматривалась проектом и реконструкция старых районов города.
К положительным качествам проекта развития можно отнести введение зонирования города. При всей формальности выполненного зонирования оно оказалось достаточно эффективным и, в серьёзно доработанном виде, использовалось в нескольких последующих генеральных планах.
Несмотря на заложенные приоритеты развития, усиленный территориальный рост города в период действия проекта развития наблюдался, прежде всего, на левом берегу Днепра. Этому немало способствовало близкое соседство посёлков и крупных предприятий, к которым подключались поселковые сети. Очень важным фактором оказалась и возможность строительства артезианских колодцев серьёзно облегчавших проблемы водоснабжения. Строительство новых посёлков велось по индивидуально разработанным проектам, увязанным со схемами зонирования и основными магистралями. На правобережье, после строительства в 1925 – 1927 гг. нескольких новых посёлков территориальный рост практически остановился. Дальнейшее развитие города в южном направлении требовало слишком больших вложений в развитие сетей (прежде всего водопровода). В тоже время интенсивное строительство жилищных кооперативов вынудило местные власти обратить внимание на выполнение проектов реконструкции кварталов старого города. Проекты реконструкции выполнялись в индивидуальном порядке с учётом зонирования территории, предложенного проектом развития.
В 1931 г. была начата корректировка проекта развития итогом которой стал генеральный план города 1933 г.

Декабрь 2010.
Подготовлено: В. Старостин

Библиография:

Днепропетровск. Архитекторы / Н.П. Андрущенко, М.Э. Кавун, Н.А. Лопатюк, и др.; Под общ. ред. Н.Н. Кондель-Перминовой. – К.: Издательский дом А+С, 2006.
Донбасс. Южно-горно-промышленный район / Под ред. Э.С. Батенина. – М., 1928.
Каким будет наш город // Звезда. – 1927. – 14 сентября.
Шмидт Я. О том, как восстановить Екатеринослав // Звезда. – 1925. – 21 мая.

Ссылки:

Авангард / Амур-Нижнеднепровск, город / Амурский речной порт / Аэродром / Воронцовка, посёлок / Генеральный план Днепропетровска 1933 г. / Городская пристань / Днепропетровский Окркоммунхоз / Днепр, река / Ипподром / Каруна вулиця / Массовых действий площадь / Мерефо-Херсонская железная дорога / Молодогвардійська вулиця / Нижнеднепровск, поселок / Обводная линия железной дороги / Приднепровская железная дорога / Проекты реконструкции кварталов центральной части города конца 1920 – начала 1930-х гг. / Самара, река / Слобожанський проспект / Старый Кодак, село / Сура Мокрая, река / Физкультурный комбинат / Фрунзе им. посёлок / Чечеловка, слобода / Шляховка, посёлок /