Петроград – Севастополь железная дорога

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


В 1911 г. было принято решение о строительстве государственной железной дороги Нарва – Орёл, которая должна была пройти в обход Москвы и улучшить транспортные связи Петербурга с Центральной Россией и портами Чёрного моря.
В последующие годы данный проект был существенно откорректирован. Уже после начала Мировой войны было принято решение о строительстве принципиально новых железных дорог между Петроградом и портами Чёрного моря. Известно о двух проектируемых линиях: Петроград – Севастополь и Петроград – Ростов-на-Дону. Линия Петроград – Севастополь указывается в двух вариантах: Петроград – Орёл – Харьков – Екатеринослав – Александровск – Севастополь и Петроград – Орша – Ворожба – Новомосковск – Нижнеднепровск – Екатеринослав – Александровск - Севастополь. Линия Петроград – Ростов-на-Дону предполагалась по направлению Орёл – Лиман – Соль – Ростов-на-Дону. В составе новых линий предполагалось использование отдельных участков уже существующих железных дорог. Специальное управление по строительству данных линий, насколько известно, создано не было. Отдельные участки должны были быть построены, и эксплуатироваться в составе существующих железных дорог.
Изыскания по строительству были начаты в 1915 г.
В пределах современного Днепра речь шла о строительстве двух участков в составе данной железной дороги: Екатеринослав – Александровск и Ворожба – Нижнеднепровск.
18.05.1915 г. – вопрос о строительстве линии Екатеринослав – Александровск обсуждался в Городской думе, которая решила возбудить ходатайство перед Министерством путей сообщения о прокладке линии по правому берегу Днепра. При этом Дума считая, что «новая линия даст возможность использовать Днепровские пороги и образовать новый фабрично-промышленный район» просила о поддержке ходатайства Екатеринославскими губернским и уездным земствами.
Летом 1915 г. – чрезвычайное Екатеринославское губернское земское собрание возбудило ходатайство перед Министерством путей сообщения о постройке прямой железнодорожной линии Екатеринослав – Александровск в составе магистрали Петроград – Севастополь.
В ноябрьской сессии Екатеринославского уездного земского собрания оно согласилось с мнением Городской думы и направило просьбу к гласному М.М. Алексеенко о содействии в решении вопроса.
18.01.1916 г. – очередному Екатеринославскому губернскому земскому собранию доложен ответ МПС. Министерство сообщило, что на 1916 г. запрошен кредит на проведение изыскательских работ по линии. На обследование участка Екатеринослав – Александровск необходимо 10 000 руб. Проектирование запланировано на 1917 г. Земское собрание приняло решение просить о ускорении постройки линии и выделении средств на её строительство уже в 1917 г.
Начало августа 1916 г. – чрезвычайное Екатеринославское губернское земское собрание заслушало доклад о проведении линии. Инженер Н.И. Ефимович, ведущий изыскания сообщил, что они ведутся по обоим берегам Днепра, для определения более выгодного и удобного направления. При этом Екатеринославская губернская земская управа выразила мнение, что проведение линии по левому берегу в обход Екатеринослава идёт в разрез не только с местными, но и с государственными интересами. Земским собранием были выделены дополнительные средства на изыскания по правому берегу Днепра и дано распоряжение земской управе о приглашении собственного инженера.
В августе – сентябре 1916 г. Екатеринославской губернской земской управой было получено отношение от управления новых линий общества Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, что по высочайше утверждённому дополнению к уставу на общество возложена обязательство по строительству ж.д. линии Ворожба – Нижнеднепровск. Общество провело изыскания по линиям Ворожба - Нижнеднепровск и Ворожба - Новомосковск. Оба проекта поданы в МПС. Начало работ планируется с весны 1917 г. Общество предпочитает линию Ворожба - Нижнеднепровск, т.к. она станет частью магистрали Орша - Нижнеднепровск. Присоединение же линии к Мерефо-Херсонской ж.д. у Новомосковска только удлинит её примерно на 10 вёрст. По Нижнеднепровскому направлению линия пройдёт вблизи сёл Чернетчина, Чаплинка, Маячка. Общество просит земскую управу дать отзыв об обеих вариантах линии.
Губернская земская управа проконсультировалась с Новомосковским земством, которое высказалось за Нижнеднепровское направление, но с предложением спрямить линию между Дмухайловскими Хуторами и с. Вознесенка так, чтобы она прошла через местечко Магдалиновку. Губернское земство согласилось с этим мнением, т.к. по предложенному проекту станция предполагается в 3 верстах от Магдалиновки, а необходимо ближе.
Январь 1917 г. – Екатеринославскому губернскому земскому собранию доложено, инженер Н.И. Алёхин, проводивший изыскания, доказал, что вариант предложенный земством короче линий МПС (Нижнеднепровск – Александровск по левому берегу – 91,5 версты и 20 млн. руб., а по правому берегу – 80 верст и 17 млн. руб.). Земский вариант по правому берегу Днепра – 64 версты и 13 млн. руб. Выходит к станции «Кичкас». Меньше искусственных сооружений и мостов.
На февраль 1917 г. уже велись проектные работы по линии Екатеринослав – Александровск по правому берегу Днепра.
18 февраля 1917 г. – состоялось заседание комиссии при Губернском земстве по рассмотрению материалов представленных инженером Н.И. Алёхиным.
Строительство дороги начато не было.
На карте Генштаба выпуска 1919 г. указана, как строящаяся железнодорожная линия, проходящая через сс. Котовка и Ждановка, Магдалиновского района на г. Новомосковск. На основании, каких материалов была обозначена эта линия, не установлено.
В 1920-е гг. проект линии Ленинград – Севастополь рассматривался как крайне важный. Её строительство было предусмотрено планом первой пятилетки. Начато не было.

Библиография:

Екатеринославская земская газета. – 1916. – 22 января.
Екатеринославская земская газета. – 1916. – 5 августа.
Екатеринославская земская газета. – 1916. – 30 сентября.
Екатеринославская земская газета. – 1917. – 20 января.
Екатеринославская земская газета. – 1917. – 4 февраля.
Екатеринославская земская газета. – 1917. – 17 февраля
Постановления Екатеринославского уездного земского собрания L оч. сессии с 15-го по 22-е ноября включительно и чрезв. сессии 12 июня 1915 года. – Екатеринослав, 1916.
Специальная карта Европейской России. – Лист 47. – Военно-топографический отдел Генерального штаба, 1919.
Шаненков М. От Нарвы до Лимана, далее – везде // Родина. – 2009. - № 8.

Ссылки:

Алексеенко Михаил Мартынович / Алёхин Н.И. / Днепровские пороги / Ефимович Н.И. / Екатеринославская городская дума / Екатеринославское губернское земство / Екатеринославское уездное земство / Мерефо-Херсонская железная дорога / Нижнеднепровск, поселок /