Нижний, посёлок

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Как административная единица посёлок упразднён в 1950-х гг.
В состав поселка входят улицы: Дніпробудівська (не існує), Каверина, Кедрина, Кленова, Криворізька, О.Макарова, П.Чубинського, Робоча, Театральна, Холодноярська та провулки: Верстатобудівельний, Листяний, Ялицевий.
В XVII – XVIII вв. в этом районе проходил верхний участок Крымского тракта. В 1780 – 1790-х гг., вероятно, появилась дорога, соединившая тракт с г. Екатеринославом. К середине XIХ в. эта дорога была преобразована в верхний участок Верхнеднепровского почтового тракта. Проходила от современной улицы «Багрицького» по прямой к улице «Кленовій», по «Кленовій» и далее по «Криворізькій».
С конца XVIII в. территория, занятая посёлком входила в состав городских земель г. Екатеринослава.
1933 г. – генеральным планом города предложена застройка данного района. За счёт этой территории планировалось расширение посёлка железнодорожников «Владимирово», кварталы которого на момент принятия генплана достигли улицы «Дніпробудівської». Главной магистралью нового района была определена улица «Робоча», которая, в соответствии с проектом, должна была соединить станцию «Днепропетровск» и разъезд «Фабричный».
1936 – 1938 гг. – выстроен комплекс Дорожной клинической больницы.
Вторая половина 1930-х гг. – намечены трасы улиц «Робочої» и «Кленової». Было начато жилое строительство (вулиці Дніпробудівська та Робочая). Проект застройки не выявлен.
31.12.1940 г. – открыто движение по трамвайной линии, которая была проложена по «Робочій» улице, через степь и посёлок Верхний до разъезда «Фабричный».
1941 – 1943 гг. – трамвайная линия демонтирована. Все построенные здания разрушены в ходе боевых действий. После окончания войны из довоенных сооружений восстановлен только комплекс Дорожной больницы.
1944 г. – с началом строительства Автозавода общая схема планировки района была изменена. Ещё незастроенные территории вокруг дорожной больницы были выделены под строительство главного жилого посёлка завода.
1947 – 1948 гг. – в составе жилого района Автостроя началось строительство посёлка Нижнезаводской (использовалось также название Южный Нижний, но общеупотребительным стало название – Нижний). Название посёлка связано с существованием довоенного посёлка Верхний, расположенного к юго-востоку и «выше» строящегося завода.
Первоначальный проект застройки посёлка разработан проектным институтом Днепропетровский Облпроект, который был, практически сразу, переработан Московским институтом «Горстройпроект» (ГАП Хохряков, ГИП Складнев, участие Вавировского). Основные изменения были внесены в проект застройки улицы «Робочої»: вместо трёхэтажных жилых домов предложено строить дома в 4-5 этажей, изменено решение Предзаводской площади, предложено строительство Дворцы Культуры по индивидуальному проекту.
Застройка посёлка была начата кварталами «коттеджей», которые строились на территории бывшего Монастырского леса (вулиця Холодноярська та Листвяний провулок). Первые жилые дома в два-три этажа были выстроены вдоль улицы «Кедрина». В первые годы существования посёлка здесь же располагались почти все магазины, гостиница, учреждения.
1948 г. – закончено восстановление трамвайной линии по «Робочій» улице, с тупиком у центральной проходной Автозавода.
1951 г. – закончено восстановление Дорожной больницы.
25.06.1950 г. – начато строительство первых жилых домов по «Робочій» улице (№ 89, 91, 93). На этом строительстве впервые использован метод специализированных бригад в поточном строительстве, разработанный М.С. Будниковым. Первый дом предполагалось сдать через 78 дней, а общий срок строительства комплекса оценивался в 120 дней. Несмотря на все усилия строителей первый дом удалось сдать только в ноябре, а весь комплекс – в конце 1950 г.
1952 г. – выполнен проект застройки кварталов № 6 и № 7.
1952 – 1953 гг. – по проекту архитектора И.Р. Заиченко выстроен жилой дом № 2 в квартале № 28 (не локализован). Удостоен диплома третьей степени на конкурсе лучших гражданских зданий Украины, выстроенных в 1953 г.
1956 г. – введен в эксплуатацию ДК Машиностроителей. Дворец стал последним зданием, построенным в соответствии с первоначальным проектом посёлка. При строительстве жилых домов напротив ДК (Робоча, 83, 85, 87), хотя и использовалась проектная схема застройки квартала, но сами здания получили очень простое архитектурное решение. Не было окончено формирование жилых кварталов по чётной стороне «Робочої» улицы. Не создан планируемый проезд через «Кленову» улицу.
Во второй половине 1950 – 1960-х гг. – застройка продолжалась типовыми пятиэтажными жилыми домами. При этом посёлок был расширен вдоль «Робочої» улицы от «Дніпробудівської» до «Каверина».
В 1970 – 1990-х гг. – в пределах посёлка строились отдельные многоэтажные жилые здания.

Библиография:

Госархив Днепропетровской области. – Фр. 5727. – Д. 29. – Л. 34.
Днепровская правда. – 1941. – 1 января.
Днепровская правда. – 1947. – 20 ноября.
Днепровская правда. – 1948. – 11 августа.
Днепровская правда. – 1950. – 28 ноября.
История развития лечебно-профилактических учреждений г. Днепропетровска. – Днепропетровск, 2004.
Недавний П. Строительство жилищ на потоке // Днепровская правда. – 1950. – 22 августа.
Трестлинг Р.Б. Реконструкция города // Наша работа. Архитектурный сборник Днепропетровщины. – Днепропетровск, 1936.

Ссылки:

Автостроя, жилой район / Багрицького вулиця / Будников Михаил Сергеевич / Вавировский Н.М. / Верстатобудівельний провулок / Верхнеднепровский почтовый тракт / Верхний, посёлок / Владимирово, посёлок / Днепрогражданпроект, проектный институт / Днепропетровск-Главный, станция / Дніпро-Вантажний, станція / Генеральный план Днепропетровска 1933 г. / Днепростроевская улица (не существует) / Дорожная клиническая больница на ст. «Днепропетровск» / Заиченко Иван Романович / Каверіна вулиця / Дмитра Кедріна вулиця / Кленова вулиця / Коммунальный трамвай / Криворізька вулиця / Крымский тракт / Листяний провулок / Макарова вулиця / Машиностроителей Дворец культуры / Монастырский лес / Павла Чубинського вулиця / Робоча, 83 / Робоча, 85 / Робоча, 87 / Робоча, 89 / Робоча, 91 / Робоча, 93 / Робоча вулиця / Складнев / Театральна вулиця / Холодноярська вулиця / Хохряков / Южный машиностроительный завод / Ялицевий провулок /