Неоклассицизм

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Под термином «неоклассицизм», введённым в оборот в 1910-х гг., понимается специфическое направление в русской архитектуре начала ХХ в.
Сегодня его определяют как «первичную форму негативной реакции на модернизм», попытку, обращаясь к истокам классического зодчества вывести архитектуру из творческого тупика.
Стилистика неоклассицизма более чем многообразна, и в целом сводится к трём основным течениям:
- развитие технических и творческих приёмов модерна с несколько иными стилистическими ориентирами (модернизируемая классика);
- детальные имитации произведений русского ампира 1810 – 1830-х гг. (археологическое направление);
- детальные имитации произведений эпохи Возрождения.
В России появление неоклассических тенденций в архитектуре относится к началу 1900-х гг. В Екатеринославе его появление приходится на рубеж 1900 – 1910-х гг. Наиболее значимые постройки были возведены в 1913 – 1915 гг. Строительство последних объектов, в которых прослеживается влияние предреволюционного неоклассицизма относятся к середине 1920-х гг. В целом в городе были представлены все три течения неоклассицизма.
К представителям первого течения неоклассицизма можно отнести С.В. Виленского, по проектам которого выстроено несколько доходных домов и торговых корпусов.
Первый по времени строительства и один из наиболее крупных объектов второго течения неоклассицизма – комплекс главных павильонов Екатеринославской выставки, был спроектирован и реализован Ф.Е. Вышинским в 1909 – 1910 гг. Сам архитектор указывал на «трудность осуществления деталей стиля «ампир» в Екатеринославе, где нет опытных мастеров, в чём я тогда-же успел убедиться, да и учитывая здесь отсутствие чертёжников и техников, знакомых с этим стилем».
Крупнейшим реализованным объектом второго течения неоклассицизма стал комплекс Екатеринославского горного института, построенный по проекту братьев Бернардацци, имитирующий формы русского ампира.
Крупнейшим мастером стиля, работавшим в городе, является А.Л. Красносельский. Среди его работ присутствуют объекты всех трёх основных течений неоклассицизма: модернизируемой классики (доходные дома, учебный корпус ВЖК), археологического (пансионат Мариинской гимназии, арка входа в Городской сад), ренессансного (дом Прицкера). По его проекту возведено и последнее крупное здание архитектурной эпохи – Дворец Профилактики.

В 1930-х гг. практика неоклассицизма оказала большое влияние на формирование декоративизма в СССР.

Библиография:

Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала ХХ века. – М., 1971.
Брумфилд У. Антимодерн в русской архитектуре // Родина. – 2010. - № 8.
Южная заря. – 1910. – 21 сентября.

Ссылки:

Андрія Фабра, 13 / Бернардацци Александр-Иосиф Александрович / Бернардацци Евгений Александрович / Виленский С.В. / Володимира Винниченка, 2 / Вышинский Франц Егорович / Гагарина проспект, 2 / Городской сад им. Лазаря Глобы. Главный вход / Дворец Профилактики / Декоративизм / Дмитра Яворницького проспект, 19, корпус, 1 / Дмитра Яворницького проспект, 106 / Красносельский Александр Леонтьевич / Крутогірний узвіз, 12 / Мечникова, 3 / Михайла Грушевського, 11 / Национального горного университета комплекс / Севастопольська, 17 / Сергія Нігояна проспект, 4 / Соборна площа, 5 / Філософська, 46 / Южно-русская Областная сельскохозяйственная, промышленная и кустарная выставка, Екатеринослав, 1910 год /