Кирпичный стиль

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене штукатурки и лепных украшений более рациональным кирпичным декором. При возведении здания поверхность кладки оставлялась обнажённой и могла дополнительно облицовываться высококачественным кирпичом. Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Нередким было и дополнение кирпичной кладки штукатурными и лепными вставками. Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Применялся в самых различных “модификациях” (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. В сущности, “кирпичный стиль” представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.
Привлекательность «кирпичного стиля» для массовой застройки заключалась, не только в меньшей построечной стоимости зданий, но и уменьшении накладных расходов на эксплуатацию. Здания более продолжительное время сохраняли приличный вид и не нуждались в частых ремонтах штукатурки и покраске фасадов.
Убежденным апологетом “кирпичного стиля” в русской архитектуре был И.С.Китнер, который считал применение кирпичного декора (“без прилепов и раскраски”) для стен из того же материала примером правдивой, органичной архитектуры.
Демонстрируя практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, «кирпичный стиль», в то же время, требовал высокого уровня строительного искусства и качественных материалов.
В Екатеринославе «кирпичный стиль» был впервые введен архитектором И.А. Клименко в 1879 г. В 1880 – 1910-х гг. стал наиболее массово использованным направлением в застройке города. Главным фактором, определившим его массовое использование, была экономичность. Особо это заметно при строительстве государственных, городских и земских объектов. Так в 1900 г., в условиях архитектурного конкурса на проект городского театра, было специально оговорено, что фасады должны быть выполнены только из кирпича.
Среди архитекторов, предпочитавших работать в этом направлении наиболее заметный след принадлежит: Ф.А. Гагену (вт. п. 1880 – н. 1890-х гг.).
В рамках «кирпичного стиля» были реализованы все течения стиля эклектики. Заметный след оставил он и в модерне. В архитектуре доходных домов сформировался даже екатеринославский вариант «кирпичного стиля».

Подготовлено: В. Старостин

Библиография:

Ревский С.Б. Историко-архитектурное развитие г. Днепропетровска и основные принципы выделения зон охраны. Автореферат диссертации. – М., 1983.
Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. – С-Пб., 1994.

Ссылки:

Айнгорна Я.А. дом / Андрія Фабра, 7 / Андрія Фабра, 8 / Андрія Фабра, 10 / Андрія Фабра, 12 / Виконкомівська, 11 / Вюрглера Э. дом / Гаген Фердинанд Августович / Городской театр / Дмитра Яворницького проспект, 88А / Дмитра Яворницького проспект, 101 / Дмитра Яворницького проспект, 101А / Дмитра Яворницького проспект, 104 / Долговой М. дом / Екатеринославский вариант кирпичного стиля / Екатеринославского благотворительного общества дом / Європейська, 9 / Європейська, 18 (адреса не існує) / Китнер Иероним Севастьянович / Клименко Иван Александрович / Короленка, 8 / Коцюбинського, 7 / Мавританский стиль / Модерн / Надії Алексєєнко, 100 / Павла Нірінберга, 9 (адреса не існує) / Старокозача, 14 / Старокозача, 48 / Старокозача, 53 / Старокозача, 55 / Старокозача, 64 / Тиссен дом / Троїцька, 8 / Эклектика /