Авангард

Материал из Днепровская городская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск


Авангардистский метод (стиль) в искусстве, развивавшийся в 1920 – начале 1930-х гг.
В архитектуре конструктивизм придерживался рациональной целесообразности, экономичности, лаконичности в способах выражения. Отличался суровостью, геометрической лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика зданий.
На территории СССР метод начал формироваться сразу после Октябрьской революции, как одно из направлений нового пролетарского искусства. Общая идея нового направления заключалась в отказе от принципа «искусство ради искусства» и подчинении его производству.
Поставленная задача «конструирования» окружения, позволяла эксперименты с регламентацией жизненных процессов, осмыслением формообразующих возможностей техники, использованием её логики, целесообразности и эстетики. Наибольшее влияние на становление стиля оказало «промышленное искусство», которое ставило целью создание нового человека, использующего удобные вещи в удобном жилье, расположенном в удобном городе. Именно теоретиками этого направления и был впервые использован термин «конструктивизм».
На формирование стиля также оказали влияние: футуризм (культ будущего и дискриминации прошлого), супрематизм (лишённые смысла комбинации геометрических очертаний), кубизм (подчёркнуто геометризированные условные формы), пуризм (стремление к первозданной красоте и отсутствию заимствований) и другие новаторские течения 1910-х гг. Значительное влияние на формирование метода оказало и рациональное течение стиля модерн, хотя самими приверженцами конструктивизма это влияние отвергалось.
Впервые термин «конструктивизм» был озвучен в одноимённой книге Алексея Гана, которая была издана в 1922 г.
Основной теоретической концепцией зрелого конструктивизма второй половины 1920-х гг. стал функциональный метод, базировавшийся на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, комплексов и выявлении наиболее их наиболее рациональных планов и оборудования. Таким образом, считалось, что идеологические, художественные и практические задания рассматриваются в совокупности, а каждой функции соответствует наиболее рациональная из возможных планировочных схем (форма соответствует функции). Данный метод был направлен против стилизаторского отношения к конструктивизму и превращения его из метода в стиль, внешнее наследование без осмысления и понимания сути.
Несмотря на агрессивные методы ведения полемики, поборникам конструктивизма в данном случае не удалось переломить ситуацию. Конструктивизм превратился в стиль. При этом кажущаяся простота архитектурных решений и экономичность сделали его «удобным» стилем. Он оказался незаменим при решении жилищных и социальных проблем бурно растущих городов и общей нехватке средств выделяемых на их развитие.
Конструктивисты также вели поиски новых приёмов планировки населённых пунктов и принципов расселения, разрабатывали проекты перестройки быта и новые типы общественных зданий.
Основными ошибками теории и практики конструктивизма стали попытки ликвидации квартир, обобществления быта, недооценка климатических условий и ориентация на дезурбанизацию и соответствующую трансформацию крупных городов.
В начале 1930-х гг. авангардистские течения начали подвергаться резкой критике, а затем были запрещены, как буржуазные.
Многие из конструктивистов оказались в опале, ли были репрессированы.
По мнению, высказанному О.С. Хан-Магомедовым в СССР в середине – второй половине 1930-х гг. наблюдалось появление «переходного стиля» к декоративизму - постконструктивизма.
Появление конструктивизма в Днепропетровске связано с проведением всесоюзного архитектурного конкурса на проект Дворца Труда (проспект С. Нігояна,47) и строительством посёлка им. Фрунзе в 1925 г. В дальнейшем в городе проводилось ещё несколько всесоюзных конкурсов с участием крупных архитекторов-конструктивистов. Но конкурсные проекты остались не реализованными. Более удачной была судьба объектов, которые заказывались столичным архитекторам отдельными предприятиями.
Из-за слабости архитектурного образования, город не стал одним из теоретических центров конструктивизма, но ряд зодчих работавших здесь вполне усвоили методы формообразования конструктивизма и создали объекты высокого класса. Ряд интересных объектов были созданы в соавторстве Б.С. Кащенко и М.Г. Клебановым (просп. С. Нігояна, 100; Дом Каталя; Дом Сталевара).
Вынужденно обратились к конструктивизму и продолжавшие работу в городе архитекторы старшего поколения, обладавшие большим опытом стилизаторства. Несколько объектов в конструктивистских формах было построено в 1920-х гг. по проектам Д.С. Скорбогатова (Каруна, 1), А.Л. Красносельский (просп. С. Нігояна, 47), И.П. Мирошниченко.
В градостроительстве конструктивистские принципы нашли отражение в разработках проекта развития города 1925 – 1927 гг., генеральном плане 1933 г. и проектах реконструкции кварталов центральной части города. Реализованы они были в весьма незначительных объёмах в планировке некоторых заводских посёлков и отдельных кварталах центра города.
Авангардные методы активно использовались при создании элементов благоустройства (ограды, киоски, остановки транспорта), праздничном декоре и повседневном оформлении (афиши, реклама, вывески) города.
Введение прямого запрета на использование метода повлекло за собой переработку целого ряда уже готовых проектов. Несколько объектов пришлось серьёзно переделать В.В. Самодрыге (І. Акінфієва, 12А)
Тем не менее, несмотря на запрет, конструктивизм продержался в городе до конца 1930-х гг. Это было связано с завершением строительства крупных зданий и комплексов, которые достраивались по первоначальным проектам, лишь с незначительными изменениями в отделке фасадов. Последним, по времени окончания строительства, крупным объектом направления было здание Химико-Технологического института (просп. Гагарина, 6), завершённое в 1939 г.

Март 2011.
Подготовлено: В. Старостин

Библиография:

Андрущенко Н.А., Зубарев С.Е., Ленченко В.А. Днепропетровск. Архитектурно-исторический очерк. – К.: «Будівельник», 1985.
Днепропетровск. Архитекторы / Н.П. Андрущенко, М.Э. Кавун, Н.А. Лопатюк, и др.; Под общ. ред. Н.Н. Кондель-Перминовой. – К.: Издательский дом А+С, 2006.
Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. — М.: 2001.

Ссылки:

Гагарина проспект, 6 / Генеральный план Днепропетровска 1933 г. / Декоративизм / Дмитра Яворницького проспект, 94 / Дом Каталя, общежитие / Дом Сталевара, общежитие / Івана Акінфієва, 12А / Каруна, 1 / Кащенко Борис Симонович (Самойлович) / Клебанов Матвей Григорьевич / Красносельский Александр Леонтьевич / Мирошниченко Иван Петрович / Проект развития города 1925 – 1927 гг. / Проекты реконструкции кварталов центральной части города конца 1920 – начала 1930-х гг. / Самодрыга Владимир Васильевич / Сергія Нігояна проспект, 47 / Сергія Нігояна проспект, 100 / Скоробогатов Дмитрий Степанович / Тиссен дом / Фрунзе им. посёлок /